Образец протокола перехода на непосредственное управление многоквартирным домом в 2025 году
Благоустроенность и благополучие многоэтажного дома зависит от избранного варианта управления этим домом. Закон предлагает три варианта управления:
- выбор ТСЖ или жилищного кооператива;
- управление самими жильцами;
- управление определенной компанией или фирмой.
Жильцы многоквартирного дома самостоятельно выбирают одну из форм на открытом общем голосовании. На основании результатов оглашается решение.
Если через какое-то время жильцы хотят изменить решение и выбрать другой способ управления, то требуется аналогично провести собрание и решить вопрос голосованием. Сегодня мы расскажем вам о плюсах и минусах непосредственного управления собственниками многоквартирным домом.
Когда официально появилась возможность управления многоквартирным домом непосредственно собственниками, жильцы стали менять форму управления. Действительно, на первый взгляд самоуправление имеет много преимуществ и кажется самым эффективным методом.
Но на деле оказалось, что непосредственное управление многоквартирным домом имеет подводные камни, с которыми пришлось столкнуться многим людям, чьи дома перешли на такой вид управления.
к содержанию ↑Преимущества непосредственного управления домом
Когда многоэтажным домом управляет определенная компания, то она отвечает за оплату всех услуг. В ее же обязанностях: разнос уведомлений, оповещение о новых тарифах и вся документация. Но при выборе непосредственного управления ситуация меняется.
- С момента принятия такого решения каждая квартира должна самостоятельно и от себя лично перезаключать все договора на оплату всех коммунальных платежей. Это выгодный момент для жильцов, поскольку теперь они отвечают только за себя и не будут страдать по вине своих управляющих компаний из-за их задолженностей. Оплату жильцы будут проводить напрямую, в соответствующей организации.
- Устранение посредников дает еще один положительный момент: никто больше не припишет придуманной суммы и не опечатается в минус жильцу. Такие ситуации знакомы каждому, когда в полученной квитанции на оплату появляются странные приписки, начисления за не проживающих жильцов, «ошибки» в перерасчетах и т.д. При непосредственном управлении все эти недочеты исчезнут.
- Если возникает задолженность, например, одна квартира не платит за воду, спрос будет только с этих жильцов. Их соседи по дому никак не пострадают. Все оплаты становятся прозрачными, дополнительные услуги и стоимость за них делится на все квартиры в доме или в подъезде. Все решения по благоустройству, переоборудованию и прочим бытовым вопросам обсуждаются коллегиально.
- Технические работы по поддержанию хорошего состояния дома могут выполняться за счет самих жильцов или же придется нанять фирму. Только при найме организации необходимо заключить правильный договор, где будет указано, что именно должна делать фирма и в какие сроки.
Недостатки самоуправления многоквартирным домом
- При такой форме управления жильцы должны понимать, что все действия, связанные с улучшением жизни — исключительно добровольные. Так, если жители всего дома решат установить видеодомофоны, но несколько человек будут против сдавать деньги, принудить их нельзя. Это значит, что придется оперировать суммой, которую сдают согласные жители.
- Еще один существенный камень — представитель «власти» среди жильцов. Необходимо выбрать того, кто возьмет все труды по составлению документации и прочим аспектам. Эта должность не оплачивается при непосредственном управлении, в то время как обязанности на этой должности большие. Обычно трудно найти такого альтруиста, который будет готов сутками заниматься проблемами многоквартирного дома.
- В каждом подъезде живет, самое минимальное, 15 семей. Каждая из этих семей должна перезаключить несколько договоров и платить по ним за коммунальные услуги. Кому-то придется постоянно ходить по квартирам и осуществлять контроль за тем, чтобы жильцы заключали эти договора и регулярно оплачивали по счетам.
- Наиболее частая проблема: качество услуг, поставляемых компаниями. Закон не определяет при непосредственном управлении того, кто станет отвечать за это. Подразумевается, что выбрать подходящие компании должны сами жильцы. Но вот как выбирать, какие критерии требовать? По закону, например, фирма обязана подать горячую воду к определенному числу. Закон не нарушен: горячая вода подана по срокам. Только на последние этажи она почему-то не поднимается, а на предпоследних едва теплая. Только вот водоснабжающие организации за это не отвечают. Тогда кто ответит и принудит улучшить ситуацию?
- Усугубляются и взаимоотношения с государственной поддержкой. Дом, который перешел на непосредственное управление считается почти списанным с баланса муниципалитета, ведь жители добровольно приняли на себя все грядущие и текущие траты. Поэтому исключается возможность получения муниципальной или федеральной помощи на выполнение соцпрограмм. То есть, необходим пандус или детская площадка, жители будут это внедрять в жизнь своими сбережениями и силами. При этом если при сооружении конструкции будет нарушена какая-то норма, отвечать за последствия будут все.
- Теперь еще момент: ведение документов и отчетность. Допустим, собрание постановило, что инициативный жилец будет предоставлять отчет 5-го числа месяца. Но если жилец не предоставит материальный отчет или окажется недостаточно чистоплотным в финансовых вопросах, кто отвечает здесь?
- Также дом не может претендовать на средства, выделяемые городом, на текущие и капитальные ремонты. Это ограничено законом, где прописано, что самоуправление лишено такого права. Эти затраты также станут проблемой только жильцов, которые добровольно согласятся на такие работы.
В непосредственном управлении многоквартирным домом много тонкостей и подводных камней. Мы в материале изложили лишь самые основные моменты.
Понятно желание собственников получить самостоятельность и возможность иметь «прозрачную» квитанцию за услуги. Безалаберность ЖЭУ и ЖКХ известна большинству.
Людям приходиться тратить время, доказывая приписки и описки. Однако нужно тщательно все продумать, проанализировать, прежде чем реализовывать решение и переходить на форму самоуправления.
В ином случае переход принесет больше новых сложностей, чем решит старые.
Если у вас остались какие-то неопределенности по поводу данной формы управления или же вас интересуют исключительно изменения 2015 и 2016 года, то вы можете задать свой вопрос нашему юристу онлайн, который с удовольствием разъяснит вам все тонкости, особенности и риски непосредственного управления.
к содержанию ↑Протокол общего собрания по выбору способа управления
Присутствуют: собственники помещений и приглашенные лица.
Представители префектуры: ____________________________________________________________________________________
(Ф.И.О., доверенность или распорядительный документ на участиев собрании)
Представители управы: _______________________________________________________________________________________
(Ф.И.О., доверенность или распорядительный документ на участие в собрании)
Представители управляющих организаций:
(действующей и предлагаемой: их название и Ф.И.О. руководителя)
Состав регистрационной группы:
(возможен из состава инициаторов собрания, инициатора собрания и первых пришедших собственников, выбранных из предложенных в листе голосования)
Сообщение представителя регистрационной группы об итогах регистрации собственников помещений дома и их представителей (определенных по приложениям 1 и 2 или 3, 4, 5 в зависимости от формы проведения собрания и наличия действующего на дату собрания жилищного объединения), о правомочности дальнейшего проведения собрания.
Представитель регистрационной группы:
На дату проведения собрания установлено, что:
а) в нашем доме имеются _________ собственников, владеющих ___кв. м всех жилых и нежилых помещений в доме, которые составляют 100% голосов;
б) на собрании присутствуют собственники и их представители (из расчета 1 представитель за 1 собственника) в количестве ______ человек, владеющих ______ кв. м жилых и нежилых помещений в доме, которые составляют ___% голосов;
в) присутствующие собственники своими голосами представляют ___________% от всех голосов, что подтверждает (не подтверждает) правомочность (неправомочность) дальнейшего проведения собрания;
г) собрание объявляю открытым (несостоявшимся).
представитель инициативной группы ____________________________________________________________________
или председатель жилищного объединения (ТСЖ, ЖСК) __________________________________________________
с информацией по повестке дня и организации ведения общего собрания собственников помещений дома.
1. Выборы председателя и секретаря собрания.
2. Выборы членов счетной комиссии и определение порядка голосования (определение порядка голосования при заочной форме проведения собрания не производится).
3. Определение регламента выступлений (при заочной форме в повестке дня нет).
4. Выступление инициатора собрания о различных способах управления многоквартирным домом, работе и выводах, сделанных инициативной группой (при заочной форме в повестке дня нет, но сведения должны быть доведены до собственников любыми средствами).
5. Выбор способа управления многоквартирным домом.
6. Выступление представителей управляющих организаций (ранее действовавшей и претендующей впервые на управление домом) о возможностях своих организаций, о существенных условиях их договора управления в целом, о необходимом наборе работ и услуг по договору за определенную цену, о возможности исключения или добавления работ и услуг с соответствующим изменением стоимости договора (при заочной форме в повестке дня нет, но сведения должны быть доведены до собственников любыми средствами).
7. Обсуждение существенных условий предложенных управляющими организациями договоров управления (при заочной форме в повестке дня нет, но сведения должны быть доведены до собственников любыми средствами).
8. Выборы управляющей организации с определением условий, набора работ и услуг договора управления (исходя из предложенных выбранной управляющей организацией).
9. Определение срока, на который будет заключаться договор.
10. Определение даты вступления договора в действие и способа его передачи собственнику для подписания.
11. Об утверждении порядка оформления протоколов общих собраний.
12. О выборе места размещения сообщений в доме о проведении общего собрания собственников помещений и его решениях.
13. О выборе места (адреса) хранения протоколов общих собраний.
По вопросам повестки дня
1 и 2. Выступил представитель инициативной группы и предложил избрать (путем простого поднятия рук собственников и их представителей):
председателем собрания ____________________________________________________________________________
воздержались ________ чел.
Решение: избрать ________________________________________________________ председателем собрания
(при отрицательном результате рассматривается другая кандидатура);
секретарем собрания ______________________________________________________________________________
Решение: избрать _____________________________________________________________________ секретарем собрания
счетную комиссию (для подсчета голосов) в количестве ____ чел. и голосовать за состав комиссии в целом (или поименно).
Решение: избрать счетную комиссию в составе _____________ чел. и голосовать за ее состав в целом.
Предложенный состав счетной комиссии:
Председатель счетной комиссии __________________________________________________________________
Член счетной комиссии ______________________________________________________________________________
Член счетной комиссии __________________________________________________________________________
Решение: избрать счетную комиссию в предложенном составе (или предложить другой состав и проголосовать снова).
Предложено определить, как дальнейшее голосование будет происходить (при заочной форме проведения собрания не требуется):
а) прямым способом при обсуждении каждого вопроса – поднятием в руках полученного от регистрационной группы указателя с определением количества голосов, имеющегося у собственника.
б) тайным голосованием при обсуждении каждого вопроса – передачей в счетную комиссию соответствующего решения в письменной форме с указанием количества голосов, имеющегося у передавшего решение собственника.
в) тайным голосованием при заслушивании и обсуждении группы вопросов повестки дня – передачей в счетную комиссию заранее подготовленных инициативной группой листов голосования по указанным в повестке дня вопросам.
Решение: избрать порядок и способ голосования по варианту ____
3. Заслушав председателя собрания:
решили: определить регламент выступлений:
закончить собрание не позднее чем в _____ ч ______ мин.;
представителя инициативной группы по докладу о способах управления многоквартирным домом и выводах инициативной группы ___ мин.;
представителей приглашенных управляющих организаций по 6 вопросу повестки дня ____ мин.;
обсуждение участниками собрания предложенных условий договора — не более чем ______ мин. каждым выступающим.
4. Выступил представитель инициативной группы _________________________________________________________
по представленному в повестке дня вопросу. Рассказал о трудностях, с которыми обязательно столкнутся собственники помещений в доме при выборе непосредственного управления, о достоинствах и недостатках второго и третьего способов управления в соответствии с их написанием в ЖК РФ.
Рекомендовал собственникам помещений в многоквартирном доме при голосовании избрать способ управления домом — управление управляющей организацией. Представил выводы инициативной группы и рекомендовал в качестве управляющей организации в случае выбора этого способа управления выбрать одну из двух предложенных инициаторами собрания управляющих организаций после обсуждения предложенных ими существенных условий договора (при заочной форме проведения собрания выводы инициативной группы доводятся до сведения собственников помещений в доме другими доступными средствами).
Председатель собрания должен спросить присутствующих собственников и их представителей о желании выступить. Возможное выступление следует внести в протокол.
5. Председателем собрания предложено голосованием выбрать один из способов управления:
По результатам счетной комиссии:
управление управляющей организацией:
за _______% гол.; против_________% гол.
воздержались от принятия решения по выбору способа управления:
воздержались _______% гол.
Решение: большинство голосов отдано в пользу управления управляющей организацией с результатом:
за ______ % гол., против ____ % гол., воздержались ____ % гол.
Решение: «за» составляет больше 50% голосов от присутствующих на собрании. Способ управления выбран (если «за» составляет менее 50% от присутствующих голосов, способ управления не выбран. Собрание закрывается и переносится на другое время (не относится к проведению собрания в форме заочного голосования).
6. Выступил представитель ___________________________________________________ управляющей организации
(наименование управляющей организации)
Выступил представитель _____________________________________________________ управляющей организации
Они рассказали о своей организации, раскрыли вопросы, указанные в повестке дня (отразить в протоколе наиболее подробно основные важные моменты по управляющей организации).
______________________________ владелец ___% голосов с предложениями и замечаниями
8. Председатель собрания закрыл обсуждение и предложил приступить к выбору управляющей организации по тем же правилам, что и при выборе способа управления.
воздержались от принятия решения по управляющей организации:
Решение: большинство голосов отдано в пользу ________________________________________________________
Решение: «за» составляет больше 50% голосов от присутствующих на собрании. Управляющая организация выбрана.
(Если «за» составляет менее 50% от присутствующих голосов, управляющая организация не выбрана. Собрание закрывается.
Выбор управляющей организации переносится на другое собрание (это же относится к проведению собрания в форме заочного голосования).
При выборе управляющей организации рассматриваются следующие вопросы по повестке дня и записываются предложения и решения по ним.
9. Выступили с предложениями по определению срока, на который будет заключаться договор с управляющей организацией:
Решение по предложениям согласно результатам счетной комиссии:
10. Выступили с предложениями по определению даты вступления договора в действие и способа его передачи собственнику для подписания:
11. Выступили с предложениями об утверждении порядка оформления протоколов общих собраний:
12. Выступили с предложениями по выбору места размещения сообщений в доме о проведении общего собрания собственников помещений и его решениях:
13. Выступили с предложениями по выбору места (адреса) хранения протоколов общих собраний:
1. Протоколы счетной комиссии в 1 экз. на ____ л.
2. Листы голосования в 1 экз. на ____ л.
3. Реестр собственников помещений на дату собрания в 1 экз. на ____ л.
4. Листы регистрации в 1 экз. на ____ л.
Председатель собрания ____________________________________________________________________ (Ф.И.О.)
Председатель счетной комиссии _____________________________________________________________ (Ф.И.О.)
Секретарь собрания ________________________________________________________________________ (Ф.И.О.)
к содержанию ↑Что учесть собственникам при выборе непосредственного управления МКД
Мы редко пишем об одном из способов управления многоквартирным домом – непосредственном. Исправляемся и рассказываем о том, как выбрать такой способ, кто в доме тогда будет отвечать за содержание общего имущества и будут ли ли жители платить за КР на СОИ.
Непосредственное управление возможно только в домах, где не более тридцати квартир
Непосредственное управление – это право владельцев помещений в МКД самостоятельно решать общие вопросы по содержанию и ремонту дома без создания ТСЖ и кооператива и без привлечения УО. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 161 ЖК РФ, собственники вправе выбрать на общем собрании такой способ при условии, что количество квартир в доме не превышает тридцати.
Для реализации непосредственного способа управления нужно заключить договоры, указанные в ст. 164 ЖК РФ
В соответствии со ст. 39 ЖК РФ, выбрав непосредственный способ управления домом, собственники самостоятельно отвечают за содержание общего имущества.
Решение о выборе непосредственного способа управления считается реализованным со дня заключения договоров, предусмотренных ст. 164 ЖК РФ: на поставку коммунальных ресурсов и на содержание и ремонт общедомового имущества.
Договоры на поставку тепла, электроэнергии, воды, газа и водоотведение каждый владелец помещения заключает самостоятельно. Договоры на содержание и ремонт общего имущества в таком доме собственники помещений заключают на основании решений общего собрания: на вывоз ТКО, уборку контейнерной площадки и обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
к содержанию ↑На ОСС нужно определить представителя собственников, состав общего имущества и размер платы за его содержание
В отношениях с подрядчиками и органами власти собственников помещений в доме с непосредственным управлением представляет один из них на основании доверенности, которую он получает по решению ОСС. При этом, если в доме более четырёх квартир, то жители на общем собрании избрают Совет МКД.
- состав общего имущества дома,
- перечень работ и услуг,
- условия их оказания и выполнения,
- размер их финансирования.
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения должен соответствовать размеру платы за услуги и работы в соответствии с договорами, заключёнными с подрядчиками. Если на ОСС размер платы не утверждён, то в соответствии с ч. 4 ст. 158 ЖК РФ, установить его должен орган местного самоуправления.
В соответствии с пп. «а» п. 2 ПП РФ № 290, в случае, если управление многоквартирным домом осуществляют непосредственно собственники помещений, перечень услуг и работ из числа включённых в минимальный перечень, периодичность их оказания и выполнения определяет общее собрание собственников. Это отражается в его решении.
- осмотры, техническое обследование общего имущества, а также диагностику и испытания инженерных систем;
- мероприятия по поддержанию работоспособности и исправности дома;
- ежегодно до 1 сентября мероприятия по подготовке к сезонной эксплуатации, результатом успешного проведения которых станет паспорт готовности дома к зиме;
- работы по санитарной уборке и очистке общего имущества жилого дома и придомовой территории в любой сезон.
В таких домах нет услуги КР на СОИ, а данные о них вносят в ГИС ЖКХ муниципалитеты и поставщики ресурсов
- Кто выставляет счета за КР на СОИ и есть ли такая услуга в МКД?
В домах с непосредственным способом управления собственникам помещений не оказывается жилищная услуга КР на СОИ. Вместо этого потребители вносят плату за коммунальную услугу ОДН.
- В чьи обязанности входит оформление паспорта готовности дома к зиме? Кто несёт ответственность за неготовность МКД к эксплуатации в осенне-зимний период?
В силу ч. 2.1 ст. 161 ЖК РФ, при непосредственном управлении МКД ответственность за содержание внутридомовых инженерных систем и их ремонт лежит на обслуживающей дом организации, с которой у собственников заключён договор.
- Кто обязан размещать данные о таких домах в ГИС ЖКХ?
Информацию о многоквартирных домах с непосредственным способом управления в ГИС ЖКХ размещают органы местного самоуправления согласно разд. 7 приказа № 74/114/пр.
Данные по лицевым счетам при предоставлении коммунальных услуг в систему заносит их исполнитель – РСО, региональный оператор по обращению с ТКО в соответствии с разд. 8 приказа № 74/114/пр.
Если собственники помещений не видят таких сведений в ГИС ЖКХ, им необходимо обратиться к поставщику соответствующих коммунальных ресурсов с претензией. В отсутствие ответа – в орган ГЖН, который проведёт проверку РСО и при наличии нарушений потребует от организации их устранить.
Остались вопросы по непосредственному способу управления домом? Оставляйте их в комментариях под статьёй.
к содержанию ↑Непосредственное управление многоквартирным домом в 2025 году: изменения, плюсы и минусы, договор и порядок перехода
Сегодня мы поговорим о том, какие изменения в непосредственном управлении многоквартирным домом в 2025 г. произошли или планируются. Вы узнаете, что такое непосредственное управление домом, его плюсы и минусы, а также порядок перехода собственников жилья на эту форму управления своим домом.
Хозяин квартиры несет бремя содержания не только своих личных вещей, но и заботится об общедомовом имуществе. Эта обязанность возложена на него законом. Рациональное управление домом необходимо, чтобы имущество и инженерные сети находились в порядке. Деньги владельцев квартир направляются на:
- комфорт;
- поддержание чистоты;
- исключение порчи имущества;
- коммунальные задачи;
- ремонт;
- поддержание санитарно-гигиенического состояния;
- соблюдение пожарных требований.
Жилищный закон предлагает 3 формы управления домом. Традиционными являются выбор управляющей фирмы и товарищество владельцев помещений. Здесь характерно наличие посредника – УК или ТСЖ.
Непосредственное управление собственниками помещений осуществляется собственниками напрямую и имеет массу достоинств.
Собственники помещений путем голосования сами решают, какой способ им избрать, оформляя свой выбор документально. Заменить однажды избранный способ тоже можно путем оформления перехода. Необходимо учитывать важные изменения в 2025г, прежде чем принимать решение о переходе.
Ключевая особенность отражена в названии – собственники решают все вопросы управления жилым домом напрямую, без посредничества управляющей компании или ТСЖ. Общее имущество дома находится под полным и непосредственным контролем собственников. К такому имуществу относится:
- места общего значения (лестница, подъемник, коридор, площадки внутри дома, кладовки);
- земля под домом;
- стены, окна, двери, перекрытия, плиты;
- пространство крыши;
- придомовая территория.
Если возникает проблема по поводу содержания, собственники проводят собрание. Предлагаются варианты выхода из ситуации, определяется план действий и выбирается конкретный исполнитель. На основании данных решений заключаются договоры с исполнителями, на стороне заказчика выступают все или большинство хозяев.
Если речь идет о коммунальных ресурсах для отдельной квартиры, то договор заключает собственник этой квартиры лично с поставщиком.
Способы разрешения возникших проблем избираются только коллективно, посредством общих собраний, на которых учитывается мнение всех собственников. Встречи проводятся очно или заочно (опросом) не реже раза в год.
Для оперативного решения вопросов владельцы выбирают одну из трех возможностей:
- По умолчанию каждый владелец принимает участие в собраниях, голосует и от своего имени работает с третьими лицами. В договорах с подрядчиками понадобятся подписи большинства собственников.
- Владельцы могут выбрать одного собственника и поручить ему представлять интересы всех.
- Есть возможность доверить представительские функции постороннему человеку, который по доверенности становится управляющим.
Выбранный способ отражается в решении общего собрания.
к содержанию ↑Важно. Непосредственное управление допускается только в домах, состоящих из 30 или менее квартир. Иначе обязательно заключить договор со специальной управляющей организацией или избрать ТСЖ.
Плюсы и минусы
Если дом подпадает под установленные законом условия (не более, чем тридцать квартир в МКД), он может находиться под непосредственным управлением собственниками помещений. Непосредственное управление многоквартирным домом имеет плюсы и минусы.
Достоинства:
- Стоимость управления значительно ниже за счет снижения расходов на услуги ЖКХ и отсутствия вознаграждения посредника.
- Решения принимаются оперативно, поскольку все собственники заинтересованы в комфортном проживании.
- Есть личный контроль, владельцы помещений заинтересованы в качественном обслуживании дома, поэтому подрядчики отбираются тщательнее.
- Деньги, собранные жильцами, идут на нужды только их дома. В случае с УК собранные средства могут перераспределяться между жилищным фондом организации.
Недостатки:
- Инспекторы жилищного надзора не контролируют непосредственную форму управления многоквартирным домом.
- Жильцы не могут получать государственную помощь по управленческим вопросам.
- Каждый из жильцов должен уделять больше времени и внимания для участия в общем деле.
Решение вопроса о переходе на непосредственный способ управления многоквартирным домом зависит лишь от активности жильцов. Если граждане занимают активную жизненную позицию, готовы действительно заниматься общими вопросами проживания в МКД – то непосредственное управление будет удачным решением.
Если же собственники пассивны, стремятся избавиться от «надоедливых» проблем и переложить ответственность на чужие плечи, то проще избрать ТСЖ или заключить договор с управляющей компанией.
к содержанию ↑Важные изменения в законодательстве 2025 года
Осуществлять управление МКД в 2025 году стало намного проще:
- Собственнику не обязательно приходить на общую встречу лично – можно выдать письменную доверенность представителю. Доверенность не обязательно удостоверять нотариально – достаточно попросить об этом компетентного человека по месту работы или учебы.
- Для принятия положительного решения на собрании теперь необходимо простое большинство голосов – более половины жильцов. Ранее требовалось не менее 2/3, что осложняло жизнь МКД.
- По решению собственников можно открыть банковский депозит для размещения средств капитального ремонта. Счет легко контролировать, а проценты защитят деньги от инфляции.
Перечисленные изменения позволяют активным собственникам эффективнее управлять имуществом МКД, повышая комфортность проживания в доме.
к содержанию ↑Порядок перехода (пошаговая инструкция) и образец договора
Процедура перехода на непосредственное управление не представляет сложности в плане оформления. Основная задача состоит в том, чтобы собрать собственников и простимулировать их принять участие в общей судьбе дома.
Этап I. Появление инициативной группы
Инициативная группа собственников, желающих перейти на непосредственное управление, выполняет следующие функции:
- определяет план дальнейших действий;
- извещает собственников о планируемом переходе и доводит до их сведения важную информацию;
- предварительно выясняет отношение собственников к переходу;
- назначает общую встречу (собрание) и определяет повестку.
Для инициативной группы достаточно 3-5 самых активных жильцов, желательно – от каждого подъезда. Группу не нужно нигде регистрировать, ее основная задача – сформировать предварительное общее мнение жильцов по поводу перехода на непосредственное управление.
Готовую повестку собрания с датой проведения нужно разместить в местах ознакомления с документами, а также передать жильцам через почтовые ящики.
Этап II. Общее собрание
Несколько основных вопросов, которые решаются на собрании:
- Непосредственно по вопросу перехода.
- По поводу ответственного жильца или управляющего.
- По поводу Совета дома и его председателя.
- По поводу договоренностей с фирмами по обслуживанию – определение подрядчиков и условий соглашений.
Сначала жильцы созываются на очную встречу. Собрание состоится, когда соберутся владельцы, имеющие в совокупности 50% и больше. Оглашается повестка, проходит голосование, результаты которого заносятся в протокол собрания.
Если очное собрание не состоялось, нужно провести его повторно, но теперь – в виде заочного опроса. Собственники проголосуют на специальных бюллетенях и передадут опросные листы активному собственнику.
Этап III. Подготовка и подписание соглашений
Обслуживающая организация – это подрядчик, которого жильцы нанимают для профессионального содержания имущества. Соглашение подписывается собственниками или их представителем в зависимости от общего решения.
Жильцы способны частично обслуживать свой дом – делать уборку и косметический ремонт. По вопросам вывоза мусора и обслуживания инженерных сетей необходимо нанять компетентных специалистов, имеющих требуемые законом разрешения, лицензии.
Для оформления соглашений понадобятся:
- решение жильцов, оформленное протоколом;
- документы ответственного лица;
- технические документы: паспорт, план;
- другие необходимые документы, которые попросит подрядчик.
Не нужно путать обслуживающую организацию с УК. Последняя оказывает управленческие услуги и является посредником между жильцами и конечными подрядчиками.
Нужно дополнительно подписать прямые соглашения на водо-, электро-, газоснабжение и тепло. Каждый владелец заключает их лично для своего жилья, если иной вариант не был избран собственниками.
к содержанию ↑Важно! Если не заключить соглашения с обслуживающей организацией или другим подрядчиком, непосредственное управление будет считаться нереализованным. Дому могут назначить УК.
Будущее непосредственного управления. Чего ждать от реформы
Непосредственное управление – успешная форма управления небольшим домом, которая высокоэффективна при условии достаточной активности проживающих собственников. Законодатель упрощает жизнь домов с непосредственным управлением, поэтому такая форма еще долгое время будет оставаться жизнеспособной и не будет исключена из законодательства.
Жилищный закон претерпевает изменения, направленные на общее улучшение состояния многоквартирных домов. Основной проблемой МКД долгое время остается денежный вопрос – где взять деньги на поддержание дома, на текущий и капитальный ремонт?
Непосредственное управление лишено возможности пользоваться государственными льготами и местными преференциями, а финансовые вопросы урегулированы Жилищным кодексом слабо. В будущем закон, вероятно, встанет на сторону инициативных собственников и предусмотрит для них источники дополнительного финансирования.
С другой стороны, непосредственное управление контролировать сложнее, поэтому законодатель вполне может предусмотреть какие-либо инструменты для регистрации органов управления домом, например, ввести обязательную регистрацию совета дома.
Следующая